№4.3

Движения глаз и проективные методики: Тематический Апперцептивный Тест

Тема: Восприятие
Сложность: 2/5
Время выполнения: 30-40 минут
Цель исследования: Изучить глазодвигательные паттерны при составлении рассказа по картинке
Об уроке

Тематический апперцептивный тест — проективная психодиагностическая методика, направленная на изучение движущих сил личности — мотивов, потребностей, интересов.

Тест представляет собой набор картин, некоторые специально нарисованы по указанию психологов, другие являются репродукциями различных картин, иллюстраций или фотографий. Испытуемому предлагается составить историю по картине, отражая, что думают и чувствуют персонажи, чего они хотят, что привело к ситуации, и чем это закончится. Ответы записываются полностью, с фиксацией пауз и интонаций. Ожидается, что человек, составляя рассказ, отражает в нем собственные мотивы, желания и стремления.

В совокупности с методами айтрекинга, можно проанализировать, куда смотрел испытуемый при составлении рассказа. При более глубоком анализе рекомендуется использовать сочетание айтрекинга и вербального протокола для выявления фокуса внимания при повествовании той или иной информации.

Ход эксперимента

Задача: Составить рассказ по картинке.

Стимульный материал: Стимульная картинка из проективной психодиагностической методики ТАТ.

Способ переключения стимулов: По кнопке.

Параметры глазодвигательной активности при прохождении ТАТ
Результаты

На выполнения Тематического апперцептивного теста потребовалось 33,909 с. Перед началом рассказа респондент сфокусировала свое внимание на фигуре женщины на первом плане, с которой идентифицировала саму себя. Затем взгляд устремился на мужчину, лежащего в комнате на заднем плане.

Окуломоторная стратегия при выполнении Тематического апперцептивного теста отличается большим числом перемещений между социально значимыми стимулами.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Какие черты лица наиболее информативны при определении эмоций?
2. На что человек обращает внимание при считывании социального контекста?
3. Какие факторы и как могут влиять на восприятие визуальных стимулов (например, личностные особенности, возраст, психопатологии)?
4. На базе полученных знаний разработайте эксперименты в рамках следующих научных и практических областей:
– нейромаркетинг (например, восприятие рекламы, содержащей изображение человека);
– искусство (например, использование образа человека в изобразительном искусстве);
– детская психология (например, восприятие лица как социально значимого стимула);
– патопсихология (например, восприятие человеческого лица при различных эмоциональных и личностных расстройствах).
5. Проведите собственный эксперимент, используя в качестве стимульного материала статичные и динамические сцены реальной жизни, содержащие изображения людей и/или сцены их взаимодействия (например, фотографии, кадры или отрывки из фильмов)?

Рекомендуемая литература

Schmid, P. C., Mast, M. S., Bombari, D., Mast, F. W., & Lobmaier, J. S. (2011). How mood states affect information processing during facial emotion recognition: An eye tracking study. Swiss Journal of Psychology, 70(4), 223-231. doi:10.1024/1421-0185/a000060
Coutrot, A., & Guyader, N. (2014). How saliency, faces, and sound influence gaze in dynamic social scenes. Journal of Vision, 14(8) doi:10.1167/14.8.5 Lea, R. G., Qualter, P., Davis, S. K., Pérez-González, J. -., & Bangee, M. (2018). Trait emotional intelligence and attentional bias for positive emotion: An eye tracking study. Personality and Individual Differences, 128, 88-93.
doi:10.1016/j.paid.2018.02.017
Keefe, B. D., Wincenciak, J., Jellema, T., Ward, J. W., & Barraclough, N. E. (2016). Action adaptation during natural unfolding social scenes influences action recognition and inferences made about actor beliefs. Journal of Vision, 16(9), 1-20. doi:10.1167/16.9.9
Villani, D., Morganti, F., Cipresso, P., Ruggi, S., Riva, G., & Gilli, G. (2015). Visual exploration patterns of human figures in action: An eye tracker study with art paintings. Frontiers in Psychology, 6(OCT) doi:10.3389/ fpsyg.2015.01636
Gregory, N. J., López, B., Graham, G., Marshman, P., Bate, S., & Kargas, N. (2015). Reduced gaze following and attention to heads when viewing a «live» social scene. PLoS ONE, 10(4) doi:10.1371/journal.pone.0121792
Foulsham, T., & Sanderson, L. A. (2013). Look who’s talking? sound changes gaze behaviour in a dynamic social scene. Visual Cognition, 21(7), 922-
944. doi:10.1080/13506285.2013.849785
Birmingham, E., Bischof, W. F., & Kingstone, A. (2009). Saliency does not account for fixations to eyes within social scenes. Vision Research, 49(24), 2992-3000. doi:10.1016/j.visres.2009.09.014
Holleman, G. A., Hessels, R. S., Kemner, C., & Hooge, I. T. C. (2020). Implying social interaction and its influence on gaze behavior to the eyes. PLoS ONE, 15(2) doi:10.1371/journal.pone.0229203
Pollux, P. M. J., Craddock, M., & Guo, K. (2019). Gaze patterns in viewing static and dynamic body expressions. Acta Psychologica, 198 doi:10.1016/j. actpsy.2019.05.014

Карта движения взгляда при прохождении ТАТ
Тепловая карта при прохождении ТАТ