№1.2

Влияние инструкции на восприятие визуальной сцены

Тема: Восприятие
Сложность: 1/5
Время выполнения: 20-30 минут
Цель исследования: Изучить влияние инструкции на глазодвигательные паттерны при целенаправленном рассматривании жанровой живописи
Об уроке

При восприятии визуальной сцены с предварительной инструкцией, задача определяет, какие части изображения являются наиболее релевантными и информативными.

Кроме того, в подобном восприятии обнаружен эффект «взгляда в никуда» (англ. lookingatnothing), выражающийся в скоплении фиксаций на пустых участках изображения, если эти участки становились релевантными поставленной перед испытуемыми задаче.

Исследования данной темы показывают влияние инструкции на длительность фиксаций и амплитуды саккад. Было показано, что при просмотре сцены с предварительно данной инструкцией, амплитуды саккад выше, а длительности фиксаций короче, чем при свободном просмотре той же сцены, что свидетельствует о поисковой зрительной активности наблюдателя, сканирующего разные смысловые фрагменты зрительной сцены для выполнения поставленной задачи.

Ход эксперимента


Способ переключения стимулов: По кнопке.

Задача: Рассмотреть картину.

Стимульный материал: Жанровая картина (картина “Под венец”, художник К.Е. Маковский).

Результаты

При поиске информации для ответа на вопрос «что происходит на картине?» на визуальной сцене было совершено 77 фиксаций, средней продолжительностью 0,357 с. Наибольшее число раз взгляд фиксировался на главных героинях (16 и 14 раз, соответственно), к ним же было совершено и наибольшее число возвратов (9 и 8 возвратов, соответственно). Помимо лиц героев картины, внимание уделялось также и их костюмам.
При поиске информации для ответа на вопрос «в какой стране происходит действие картины?» на визуальной сцене было совершено 49 фиксаций, средней продолжительностью 0,480 с. Наибольшее внимание было уделено предметам и мебели, расположенным в комнате.
При поиске информации для ответа на вопрос «в каком веке происходит действие картины?» на визуальной сцене было совершено 43 фиксаций, средней продолжительностью 0,531 с. Наибольшее внимание было уделено предметам и мебели, расположенным в комнате, а также костюмам героев картины.
При поиске информации для ответа на вопрос «к какому сословию принадлежат герои картины?» на визуальной сцене было совершено 45 фиксаций, средней продолжительностью 0,459 с. Наибольшее внимание было уделено костюмам и головным уборам героев картины.
При поиске информации для ответа на вопрос «какое время суток изображено на картине?» на визуальной сцене было совершено 26 фиксаций, средней продолжительностью 0,451 с. Сначала наибольшее внимание было уделено окну, а затем солнечному свету, падающему из него на стены, предметы и героев картины.
При поиске информации для ответа на вопрос «кто на картине является главной героиней?» на визуальной сцене было совершено 28 фиксаций, средней продолжительностью 0,579 с. Все внимание было сосредоточено на двух героинях, расположенных на переднем плане картины.
При поиске информации для ответа на вопрос «кто пытается войти в комнату?» на визуальной сцене было совершено 29 фиксаций, средней продолжительностью 0,492 с. Больше половины фиксаций было сосредоточено на мужчине, входящим в комнату, причем не на его лице, а на его костюме.

Вопросы и задания для самопроверки

1. В каких ситуациях повседневной жизни вы сталкиваетесь со свободным рассматриванием визуальных сцен? Какие внутренние
и внешние факторы оказывают влияние на широту визуального
сканирования?
2. Подумайте, как будет отличаться свободное рассматривание статичной визуальной сцены и видео?
3. На базе полученных знаний разработайте эксперименты в рамках
следующих научных и практических областей:
– нейромаркетинг (например, восприятие рекламного баннера,
упаковки продукта);
– искусство (например, восприятие фильмов с субтитрами и без);
– психология (например, свободное рассматривание в рамках
проективных методик).
4. Проведите собственное исследование в рамках парадигмы свободного рассматривания визуальных сцен и сравните результаты
с экспериментами, приведенными в данной теме.

Рекомендуемая литература

Rayner, K., & Pollatsek, A. (1992). Eye movements and scene perception.
Canadian Journal of Psychology, 46(3), 342-376. doi:10.1037/h0084328
Irwin, D. E., & Zelinsky, G. J. (2002). Eye movements and scene perception:
Memory for things observed. Perception and Psychophysics, 64(6), 882-
895. doi:10.3758/BF03196793
Castelhano, M. S., Mack, M. L., & Henderson, J. M. (2009). Viewing task
influences eye movement control during active scene perception. Journal
of Vision, 9(3) doi:10.1167/9.3.6
Petružálek, J., Sefara, D., Franek, M., & Kabelác, M. (2018). Scene perception
while listening to music: An eye-tracking study. Paper presented at
the Eye Tracking Research and Applications Symposium (ETRA),
doi:10.1145/3204493.3204582
Chua, H. F., Boland, J. E., & Nisbett, R. E. (2005). Cultural variation in
eye movements during scene perception. Proceedings of the National
Academy of Sciences of the United States of America, 102(35), 12629-
12633. doi:10.1073/pnas.0506162102
Henderson, J. M., & Hollingworth, A. (1999). High-level scene perception
doi:10.1146/annurev.psych.50.1.243
Laeng, B., & Teodorescu, D. -. (2002). Eye scanpaths during visual imagery
reenact those of perception of the same visual scene. Cognitive Science,
26(2), 207-231. doi:10.1016/S0364-0213(01)00065-9
Cronin, D. A., Hall, E. H., Goold, J. E., Hayes, T. R., & Henderson, J. M. (2020).
Eye movements in real-world scene photographs: General characteristics
and effects of viewing task. Frontiers in Psychology, 10 doi:10.3389/
fpsyg.2019.02915
Wu, C. -., & Wolfe, J. M. (2019). Eye movements in medical image perception:
A selective review of past, present and future. Vision (Switzerland), 3(2)
doi:10.3390/vision3020032
Hutson, J. P., Smith, T. J., Magliano, J. P., & Loschky, L. C. (2017). What is
the role of the film viewer? the effects of narrative comprehension and
viewing task on gaze control in film. Cognitive Research: Principles and
Implications, 2(1) doi:10.1186/s41235-017-0080-5

Карта движения взгляда при ответе на вопрос «что происходит на картине?»
Тепловая карта при ответе на вопрос «что происходит на картине?»
Карта движения взгляда при ответе на вопрос «в какой стране происходит действие картины?»
Тепловая карта при ответе на вопрос «в какой стране происходит действие картины?»
Карта движения взгляда при ответе на вопрос «в каком веке происходит действие картины?»
Тепловая карта при ответе на вопрос «в каком веке происходит действие картины?»
Карта движения взгляда при ответе на вопрос «к какому сословию принадлежат герои картины?»
Тепловая карта при ответе на вопрос «к какому сословию принадлежат герои картины?»
Карта движения взгляда при ответе на вопрос «какое время суток изображено на картине?»
Тепловая карта при ответе на вопрос «какое время суток изображено на картине?»
Карта движения взгляда при ответе на вопрос «кто на картине является главной героиней?»
Тепловая карта при ответе на вопрос «кто на картине является главной героиней?»
Карта движения взгляда при ответе на вопрос «кто пытается войти в комнату?»
Тепловая карта при ответе на вопрос «кто пытается войти в комнату?»