Ход эксперимента
Способ переключения стимулов: По кнопке.
Задача: Рассмотреть картину.
Стимульный материал: Жанровая картина (картина “Под венец”, художник К.Е. Маковский).
Способ переключения стимулов: По кнопке.
Задача: Рассмотреть картину.
Стимульный материал: Жанровая картина (картина “Под венец”, художник К.Е. Маковский).
Для свободного восприятия визуальной сцены (в качестве стимула была выбрана картина жанровой живописи — художественное изображение сцен повседневной жизни как отображение форм жизни народа и окружающей его действительности) характерны высокая степень широты охвата различных аспектов отображаемой ситуации, а также фиксации на социально значимых элементах – лицах людей. При свободном восприятии визуальной сцены было совершено 89 фиксаций средней продолжительностью 0,297 с. Наибольшее число раз взгляд фиксировался на лицах героинь на переднем плане (13 раз на лице невесты и 12 раз на лице героини, сидящей возле нее), также к их лицам было совершено наибольшее число возвратов (5 и 3 соответственно). Для анализа временной динамики восприятия был использован такой способ визуализации как пчелиный рой. Благодаря ему стало возможно проследить перемещение внимания между различными элементами картины. В первую очередь, внимание привлекли лица главных героинь, располагающихся на переднем плане по центру картины, затем взгляд переместился к персонажам, сидящим слева, далее – к объектам, расположенным в комнате, персонажам, сидящим слева и героям на заднем плане. Затем внимание вновь сфокусировалось на главных героинях, но в данном случае стоит отметить более целостный характер восприятия, так как помимо лиц, фиксации были совершены и на костюмах героинь.